Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения

Борьба с легализацией доходов и финансированием терроризма является важным аспектом в деятельности Банка. Банк четко исполняет нормы и требования законодательства Российской Федерации, а также рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и руководствуется Вольфсбергскими принципами.

Деятельность Банка в отношении мер по борьбе с отмыванием доходов, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения направлена на обеспечение гарантий прав и законных интересов Клиентов и государства, а также на невовлеченность самого Банка в противоправные действия.

Руководствуясь принципом Знай своего Клиента» Банк осуществляет углубленный анализ и проверку деятельности Клиентов, изучает их Представителей, Бенефициарных владельцев, Выгодоприобретателей, проводит мониторинг движения денежных потоков по банковским счетам (вкладам) Клиентов в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации, в том числе по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее ПОД/ФТ и ФРОМУ).

Банк уделяет особое внимание соблюдению процедур и политик в области ПОД/ФТ и ФРОМУ.

Обращаем ваше внимание на необходимость дорожить своей деловой репутацией и не принимать участия в финансовых схемах сомнительного характера, которые могут быть направлены на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма, финансирование распространения оружия массового уничтожения и другие противозаконные цели. Не передавайте реквизиты своих счетов третьим лицам, не осуществляйте платежей, не связанных с вашей деятельностью.

Идентификация

Уважаемый Клиент!

В целях реализации программы идентификации, руководствуясь Договором банковского счета, а также Статьей 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», Банк обязан не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации  в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений, обновлять информацию о Клиентах, их Представителях, Выгодоприобретателях и Бенефициарных владельцах.

При этом на всех Клиентов согласно п. 14 Статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» возложена обязанность по предоставлению, информации, необходимой для исполнения Банком требований указанного Федерального закона, включая информацию о своих Выгодоприобретателях, учредителях (участниках) и Бенефициарных владельцах.

Уведомление от Банка о необходимости обновления сведений может быть направлено посредством СМС-сообщения, ДБО, электронного письма, почтового отправления.

Обращаем Ваше внимание на необходимость самостоятельного предоставления в Банк документов и сведений при изменении идентификационных данных в течение 5 календарных дней с даты возникновения события.

Представитель Клиента

Представитель Клиента  лицо, при совершении операции действующее от имени и в интересах или за счет Клиента, полномочия которого основаны на доверенности, договоре, акте уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, законе, а также единоличный исполнительный орган юридического лица.

Бенефициарный владелец

Бенефициарный владелец  физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) Клиентом  юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия Клиента. Бенефициарным владельцем Клиента  физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что Бенефициарным владельцем является иное физическое лицо.

При этом юридические лица согласно статье 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», обязаны располагать информацией о своих Бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих Бенефициарных владельцев идентификационных сведений.

Сведения о своих бенефициарных владельцах юридическое лицо обязано обновлять не реже одного раза в год и документально фиксировать полученную информацию.

Выгодоприобретатель

Выгодоприобретатель  лицо, не являющееся непосредственно участником операции, к выгоде которого действует Клиент.

Выгодоприобретателем является:

  • по платежу за 3-е лицо  третье лицо, указанное в назначении платежа или в дополнительных реквизитах (за кого осуществляется платеж)

  • по договору банковского вклада  третье лицо (в пользу которого открывается вклад)

  • по договору поручения  Доверитель

  • по договору комиссии  Комитент

  • по агентскому договору  Принципал

  • по договору доверительного управления  лицо (в пользу которого заключается договор)

  • по договору страхования  лицо (в пользу которого заключается договор страхования)

Обновления идентификационных сведений физического лица Клиента Банка

При изменении идентификационных данных, предоставленных в Банк при открытии счета (изменении ФИО, гражданства, реквизитов документа, удостоверяющего личность, данных миграционной карты и данных документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ, изменении адреса места жительства (регистрации) или места пребывания, контактной информации (номер телефона/факса, адрес электронной почты, почтовый адрес др.), Клиенту необходимо в течение 5 календарных дней с даты возникновения события обратиться в ближайшее отделение, Клиентский центр Банка и предоставить обновленные сведения и документы.

При изменении идентификационных сведений лица, являющегося Представителем Клиента и/или изменении наименования, даты выдачи, срока действия, номера документа, подтверждающего наличие у лица полномочий Представителя, необходимо в течение 5 календарных дней с даты возникновения события предоставить в Банк информацию и документы, подтверждающие данные изменения. При появлении (смене) Бенефициарного владельца и/или Выгодоприобретателя, необходимо в течение 5 календарных дней с даты возникновения события предоставить в Банк идентификационные сведения и подтверждающие документы о Бенефициарном владельце, Выгодоприобретателе.

Реабилитация клиента/заявителя

Уважаемые Клиенты и Заявители!

В случае принятия Банком решения об отказе в распоряжении о проведении операции, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) предусмотренного Федеральным законом № 115-ФЗ, Вы имеете право предоставить в Банк документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в распоряжении о проведении операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада). Сведения и документы предоставляются в Банк с учетом полученной от Банка информации.

Банк рассматривает предоставленные Вами документы и (или) сведения в срок не позднее семи рабочих дней со дня их предоставления и сообщает Вам, об устранении причин об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), либо о невозможности устранения соответствующих оснований исходя из документов и (или) сведений, предоставленных Вами.

Сведения и документы об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в распоряжении Клиента о проведении операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) предоставляются только в тот банк, который использовал право об отказе.

Международные санкции

Международные санкции представляют собой ограничительные меры экономического или политического характера, которые устанавливаются уполномоченными органами государств или международных организаций в отношении определенных государств, организаций и физических лиц.

Последствия применения международных санкций могут выражаться в блокировке иностранными банками-корреспондентами денежных средств, переводимых в адрес лиц, включенных в санкционные списки, что влечет невозможность совершения трансграничных расчетов, а также может привести к досрочному прекращению договорных отношений по причине невозможности полного исполнения договоров с компаниями, попавшими под международные санкции.

Принимая во внимание направленность и характер международных санкций, Банк вправе отказать клиенту в совершении трансграничной операции в случае наличия достаточных оснований, что в отношении соответствующей операции и/или в отношении одного из ее участников действуют международные санкции.

В этой связи Банк обращает внимание своих клиентов на необходимость при планировании сделок и трансграничных операций учитывать риск возможного распространения последствий введенных международных санкций на совершаемые сделки и операции.

Информацию об ограничительных мерах и лицах, включенных в санкционные списки, можно получить, перейдя по ссылке на официальные сайты в сети интернет.

В целях соблюдения режима международных санкций и эмбарго АО Почта Банк» не принимает к исполнению платежные поручения в иностранной валюте в адрес получателей (бенефициаров) или банков, зарегистрированных или расположенных в ряде государств/ на территории государств, находящихся в санкционных списках стран OFAC (Office Of Foreign Assets Control) и опубликованных на официальном сайте Федерального Казначейства США (https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Programs/Pages/Programs.aspx), а именно:

  • Бирма (Мьянма) Burma, Myanmar MM, MMR

  • Бурунди Burundi BI, BDI

  • Куба Cuba CU, CUB

  • Демократическая Республика Конго Democratic Republic of the Congo CD, COD

  • Зимбабве Zimbabwe ZW, ZWE

  • Иран Iran IR, IRN

  • Ирак Iraq IQ, IRQ

  • Йемен Yemen YE, YEM

  • Северная Корея (Дем.респ.) North Korea KP, PRK

  • Сомали Somalia SO, SOM

  • Сирия Syria SY, SYR

  • Судан Sudan SD, SDN

  • Центральная Африканская Республика Central African Republic CF, CAF

  • Южный Судан South Sudan SS, SSD

Просим Вас учитывать данную информацию при заключении договоров и оформлении платежных поручений.

Дополнительно информируем о том, что с актуальной информацией о мерах Банка России по стабилизации ситуации на финансовом рынке в условиях реализации санкционных рисков можно ознакомиться, перейдя по ссылке:

https://cbr.ru/Content/Document/File/134865/plan_limit.pdf

Финансовым институтам

В целях реализации требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Федеральный закон № 115-ФЗ) Акционерное общество Почта Банк» (далее Банк) осуществляет следующий комплекс мероприятий, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее ПОД/ФТ и ФРОМУ):

  • в соответствии с требованиями законодательства РФ, нормативных, правовых и иных актов Банка России разработаны, утверждены и реализуются Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и ФРОМУ (далее Правила);

  • назначен Ответственный сотрудник по ПОД/ФТ и ФРОМУ;

  • создано самостоятельное структурное подразделение, основными задачами которого являются: организация реализации в Банке Правил и иных внутренних документов Банка в области ПОД/ФТ и ФРОМУ, обеспечение соблюдения всеми работниками Банка при выполнении своих служебных обязанностей требований Правил и иных внутренних документов Банка в области ПОД/ФТ и ФРОМУ;

  • установлены процедуры по идентификации и изучению клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев;

  • установлены процедуры, регламентирующие отношения с Публичными должностными лицами и лицами связанных с ними;

  • проводится работа по оценке и управлением риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

  • проводится обучение работников Банка по вопросам ПОД/ФТ и ФРОМУ;

  • осуществляются мероприятия по своевременному выявлению, фиксированию и направлению информации об операциях, подлежащих обязательному контролю и подозрительных операциях в Уполномоченный орган по принятию мер в области ПОД/ФТ и ФРОМУ;

  • осуществляются мероприятия, направленные на исключение вовлечения Банка в проведение финансовых схем сомнительного характера;

  • применяются меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества, по приостановлению операций, по отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции по основаниям предусмотренным Федеральным законом № 115-ФЗ;

  • осуществляются иные меры, предусмотренные законодательством РФ.

Главными направлениями деятельности Банка по ПОД/ФТ и ФРОМУ являются:

  • реализация принципа Знай своего клиента/контрагента»;

  • участие всех сотрудников Банка независимо от занимаемой должности в рамках их компетенции в проведении мероприятий, направленных на реализацию Правил;

  • осуществление финансового мониторинга на ежедневной основе;

  • усовершенствование внутренних процедур и технологий выявления подозрительных операций и сделок клиентов.

Указанный комплекс мероприятий позволяет Банку своевременно выявлять в деятельности клиентов операции и сделки, подлежащие обязательному контролю и необычные операции, документально фиксировать и хранить полученную информацию, принимать своевременные меры по предотвращению легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Дополнительно сообщаем, что Банк:

  • не поддерживает отношений с Банками, не имеющими на территории государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления;

  • не устанавливает отношения с Банками-нерезидентами, счета которых используются Банками, не имеющими на территории государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления;

  • не устанавливает отношения с корреспондентами, не осуществляющими меры по ПОД/ФТ и ФРОМУ, в том числе идентификацию и изучение клиентов.

Банк зарегистрирован на портале Налоговой службы США (Internal Revenue Service, IRS) в целях выполнения требований Закона США О налогообложении иностранных счетов (Foreign Account Tax Compliance Act, FATCA) в статусе участвующего иностранного финансового института (Participating Foreign Financial Institution, PFFI). Банку присвоен глобальный идентификационный код финансового посредника (Global Intermediary Identification Number, GIIN) DN2Q9U.99999.SL.643.

В целях реализации требований, изложенных в пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 28.06.2014 г. №173-ФЗ Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в Банке разработаны и утверждены критерии отнесения клиентов Банка к налоговым резидентам США, а также способы получения от клиентов необходимой информации для их отнесения к налоговым резидентам США, в частности, проводится идентификация на основании принципа самосертификации, то есть путем получения от клиентов заполненных опросных листов, разработанных Банком и являющихся альтернативной формой (substitute form) налогового сертификата по форме W8/W9.

Взаимодействие Клиента и Банка при получении Банком информации посредством информационного сервиса Платформа знай своего Клиента».

Уважаемые Клиенты!

Банком России создан информационный сервис Платформа знай своего Клиента» (далее  Платформа ЗСК), через который Банк в онлайн-режиме получает достоверную информацию об уровне риска вовлеченности клиентов и их контрагентов в проведение подозрительных операций, и использует данную информацию при реализации процедур противолегализационного» контроля.

В рамках Платформы ЗСК Банк России присваивает созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическим лицам (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) и индивидуальным предпринимателям один из трех уровней риска  низкий, средний, высокий  с учетом установленных Банком России по согласованию с Росфинмониторингом критериев.

Банк в целях исполнения требований, установленных Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ, также обязан относить каждого клиента к одной из трех групп риска проведения подозрительных операций: низкий, средний, высокий. При отнесении Клиента к тому или иному уровню риска Банк в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ вправе:

  • использовать информацию, полученную от Банка России посредством Платформы ЗСК;

  • применять дифференцированный подход к обслуживанию клиентов в зависимости от уровня риска, присвоенного клиенту.

Если от Банка России (посредством Платформы ЗСК) в отношении Клиента Банка поступит информация о том, что Клиент Банка отнесен к высокому уровню риска совершения подозрительных операций, и при этом оценка уровня риска Банка и Банка России совпадают,

Банк обязан применить следующие меры*:

  • не проводить операции по списанию денежных средств с банковского счета (вклада, депозита), по уменьшению остатка электронных денежных средств;

  • не осуществлять переводы денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей платежной системы Банка России;

  • не осуществлять операции выдачи наличных денежных средств (за исключением случаев, предусмотренных ниже), а также операции с иным имуществом;

  • не выдавать при расторжении договора банковского счета (вклада, депозита) остаток денежных средств на счете, либо не перечислять его на другой счет такого клиента или на счет третьего лица по указанию такого клиента;

  • прекратить обеспечение возможности использования таким клиентом электронного средства платежа.

*Предусмотрены пунктом 5 статьи 7.7. Федерального закона № 115-ФЗ.

Клиент может провести следующие операции**:

  • уплата налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации;

  • оплата труда работников, получавших заработную плату до дня отнесения Банком и Банком России такого клиента к группе высокого уровня риска совершения подозрительных операций. При этом объем указанных выплат не может превышать объем выплаты заработной платы таким работникам за предыдущий месяц;

  • денежные выплаты, связанные с предоставлением таким работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (за исключением компенсаций расходов на проезд и найм жилого помещения), выплаты пенсий, стипендий и иных социальных выплат, алиментов, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, возмещение вреда в связи со смертью кормильца;

  • операции в целях исполнения обязательств юридического лица (индивидуального предпринимателя) по кредитному договору, возникших у такого лица до применения к нему мер;

  • операции в целях обеспечения жизнедеятельности индивидуального предпринимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, в размере, не превышающем 30 000 рублей в календарный месяц из расчета на указанное лицо и каждого члена его семьи, не имеющего самостоятельного источника дохода;

  • списание денежных средств с банковского счета (вклада, депозита), уменьшение остатка электронных денежных средств, выдача наличных денежных средств, совершение операций с иным имуществом такого клиента при проведении в отношении него процедур, применяемых в деле о банкротстве, если проведение данной операции допускается в ходе соответствующей процедуры;

  • списание денежных средств с банковского счета (вклада, депозита), уменьшение остатка электронных денежных средств, выдача наличных денежных средств, совершение операций с иным имуществом такого клиента для погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, и удовлетворения требований кредиторов, если в отношении такого клиента принято решение о его ликвидации;

  • списание денежных средств с банковского счета (вклада, депозита), уменьшение остатка электронных денежных средств, выдача наличных денежных средств, совершение операций с иным имуществом такого клиента после исключения его из ЕГРЮЛ/ЕГРИП по исполнительным документам, поступившим до исключения такого клиента из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

  • списание денежных средств с банковского счета (вклада, депозита), уменьшение остатка электронных денежных средств, выдача наличных денежных средств, совершение операций с иным имуществом такого клиента после исключения его из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в пользу участников (учредителей) соответствующего юридического лица или физического лица, если к моменту проведения этой операции исполнены требования, предусмотренные абзацами вторым  пятым и девятым пункта 6 статьи 7.7. Федерального закона № 115-ФЗ, а также после государственной регистрации при ликвидации соответствующего юридического лица или после государственной регистрации при прекращении соответствующим физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

**Банк вправе в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ отказать в совершении операций, предусмотренных выше (за исключением списания денежных средств с банковского счета (вклада, депозита), уменьшения остатка электронных денежных средств, выдача наличных денежных средств, совершения операций с иным имуществом такого клиента после исключения его из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в пользу участников (учредителей) соответствующего юридического лица или физического лица, если к моменту проведения этой операции исполнены требования, предусмотренные абзацами вторым  пятым и девятым пункта 6 статьи 7.7. Федерального закона № 115-ФЗ, а также после государственной регистрации при ликвидации соответствующего юридического лица или после государственной регистрации при прекращении соответствующим физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля у Банка возникают подозрения, что операция совершается клиентом в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Клиент с высоким уровнем риска имеет право:

в целях урегулирования вопроса отнесения деятельности Клиента к высокому уровню риска совершения подозрительных операций, Клиент вправе в течение шести месяцев со дня, следующего за днем получения информации о применении к нему указанных выше мер* со стороны Банка, обратиться в межведомственную комиссию при Банке России с заявлением об отсутствии оснований для применения мер*, с приложением, пояснений, документов и (или) сведений, а впоследствии может обжаловать применение к нему мер* в судебном порядке, но только после обращения Клиента в Межведомственную комиссию при Банке России.

В случае не обращения в Межведомственную комиссию при Банке России и не обжалования такого решения в Межведомственной комиссии при Банке России или в судебном порядке, либо вступления в законную силу судебного акта, которым в удовлетворении исковых требований отказано, Клиент подлежит исключению из ЕГРЮЛ/ЕГРИП***.

*Предусмотрены пунктом 5 статьи 7.7. Федерального закона № 115-ФЗ.

***В порядке, установленном Федеральным законом от 08.08. 2001 № 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».